back to main page

Париж оставляет неизгладимые впечатления и отражается, открывая новые мысли. Я хочу рассказать о визите в один парижский музей - музей Родена.

Роден 'Мыслитель'Август Роден (1840-1917) - современный Микеланджело - создавал скульптуры в эпическом стиле, выражал через линии и напряжение человеческого тела самые глубокие мысли и чувства. Как и многие неоконченные работы Микеланджело фигуры Родена вырываются из органичного камня и приходят в движение. Даже самая знаменитая статуя "Мыслитель", на первый взгляд кажущаяся статичной, движется. Это образ гориллы, человека-неандертальца, голого и мускулистого, который озабочен мыслями вселенного масштаба. Он сейчас далеко, за миллионы километров от нас. В такой неудобной позе: правая рука опирается на левое колено - он все же сохраняет равновеcие и пребывает в состоянии медитации.

Может быть это первый человек задумался над проблемами мироздания. Он возвышается над животными инстинктами - и понимает, что не только еда, выживание и удовольствия составляют его жизнь. Это наверное, каждый из нас, кто когда-либо тяжело работал, преодолевал себя, чтобы сделать что-то новое, лучшее. Роден говорит: - "Но это не мечтатель, а творец - такой же как я!".

Роден жил в эпоху, когда отображение действительности с ее порой некрасивыми, с точки зрения классического искусства чертами, считалось чуть ли не доказательством несостоятельности художника. И поэтому ранние работы Родена выдержаны в классических традициях. Первая, по его собственному признанию, удачная работа - это бюст мужчины со сломанным носом. В тот год была холодная зима с гололедом и люди, непривыкшие к таким испытаниям, падали и получали увечия. Моделью для этой работы стал простой человек из народа; сначала Роден делает лишь лицо, и только спустя несколько лет появляется прическа, шея и плечи. Эта работа - первое отклонение от нормы и начало пути борца.

Роден 'Бальзак' Бальзак отдыхает в саду, окруженный деревьями, вдали от суеты и шума толпы. Его лицо светится умом, а улыбка саркастична. Удивительно живописны складки ниспадающей одежды. Лишь попадая в залы музей понимаешь какой труд, способность к пониманию характера эпохи и величины личности Бальзака стоит за скульптурой. У Родена было несколько версий: среди них Бальзак обнаженный с широкой бестыдной усмешкой. Но в конечном варианте он стоит закутанный плащом, что как-будто ограждает его от жестокости мира, делает неуязвимым и прекрасным.

Роден 'Бальзак'

Роден 'Рука Бога' "Рука Бога" творит из глины и земли Адама и Еву. Вы видите, работа стоит перед зеркалом и есть возможность рассмотреть ее с нескольких ракурсов. Очень красиво! Бог, наверное, как и скульптор, что работает с глиной, вояет человеческое тело, создает мышцы лица, отражает профиль. Влияет ли он на нашу судьбу и знает ли все радости и горести на пути вперед? И откуда появляется эта рука Бога, что имеет своим основанием?

"Поцелуй" первое творение Родена, показывающее любовь на публике. Страстная женщина изгибается к мужчине в порыве поцелуя. Мы можем почти читать мысли, невысказанные признания возлюбленных. Эту скульптуру видно в отражении зеркала.

Роден 'Le Defence' Несмотря на способность создавать шедевры различными техниками, в том числе и классической, Роден остается изгоем для элиты искусств. Что, с другой стороны, неудивительно. Лишь посмотрите на созданный им символ Франции - Le Difense! Марсельеза орет во всю мощь своих легких, распахнув руки над головой, крылья ощетинились, призывая к борьбе! Воин повернулся в полоборота и чувствует любое ее движение, рука его напряжена и твердо опирается на приготовленный к битвы меч. Статуя была отвергнута жюри конкурса как содержащая прямой призыв к мести и уродующая национальный образ Франции. Но у стран как и у людей есть несколько лиц!

Две руки создают форму свода собора; как живые ажурные арки. На самом деле изображены мужская и женская рука, создающие новую жизнь - вместе. Они кажутся легкими и почти прозрачны. Как можно выразить такую близость в камне?!

Еще одна прекрасная работа Burghers of Calais рассказывает о реальном событии в 1347 году, когда для спасения людей шестеро горожан были готовы сдали ключи от города и отдать свои жизни врагу, стоящему за стенами. Роден представляет их не в помпезных позах отречения и славы, а как простых людьми вместе жертвующих своей жизнью. Они изображены в закрытых под горло одеждах. Лица и позы говорях о тех чувствах, с которыми эти шестеро идут на смерть.

Один из них несет ключи и решительно сжимает губы, другой горожанин с бородой согнулся от горя, третий уткнулся головой в свои ладони; кто то ищет поддержки у своего друга, который отвернулся и выглядит беспомощным. И последний поднимает руку над головой в немом призыве. Каждый одинок в своих мыслях, но все они объединены и тем, что стоят на одной земле и своими одинаковыми одеждами, и главным - силой идеи спасти и сохранить. Слава всегда останется с ними, даже после смерти люди будут помнить их имена.

(в последную минуту король Эдвард III, который как захватчик принял ключи, помиловал население города и шестерых героев).

Роден был еще незаурядным художником: пейзажи, наброски движений и скетчи дают представление о его таланте и упорстве. Эти рисунки составляют часть творческой работы скульптора. И мы может оценить время, неустанное внимание к мелочам и огромную страсть к совершенству, которая не знает предела - он гений! Это состояние души, муки и упорство, невозможность другого существования. Роден творец, а не мечтатель! Создание "Ворот Ада", так и не завершенных Роденом, было важной вехой на его творческом пути. Ворота, которые никогда не предполагалось открывать, были сделаны для так и не построенного музея. Видение Данте об аде дает Родену идею выразить темную сторону человеческой натуры и опыта.

Три тени на самом верху ворот показывают вниз - они идут туда, где тела людей переворачиваются в горящей смоле и переживают воспоминания о земных грехах. Центральная фигура - сам Данте, в образе Мыслителя. Воображение ли это гения или действительно есть адские мучения? В собственной жизни мы уже проходим через отчаянье, боль предательства по отношению к самому себе, своему призванию - не это ли приводит к таким страданиям.

gates1 Если рассматривать Ворота вблизи, то даже совершенство человеческих тел не избавляет от ощущения взгляда на ад. Но здесь оно не пугает и смотриться не так трагично, потому что вынесено в сад - где растения, солнце и свежий ветер говорят о продолжении жизни, радости и существовании любви. Говорят о гении, который не мог жить иначе и порой был гоним всеми. Но все равно шел по своему пути, несмотря ни на какие лишения и невзгоды. Творил и был одинок своей непохожестью, опередил современников и художественную моду с ее канонами и правилами, ее учеными мужами, которые так умеют все знать. Этот музей сам как памятник свободной личности в одном из самых прекрасных городов на свете.

31.12.2003 Париж

наверх
www.parisian.narod.ru © Natalia Voinilovich, 2004 - ana-net pages - content: Natalia Voinilivich - webdesign: Vlad Pavlovsky

Hosted by uCoz